Вступление
В 1999 году фирма Panasonic представила миру моделей NiMH (никель-металгидридные) аккумуляторы в форм-факторе SC (диаметр 22 мм, высота 43 мм) емкостью 3000 ма/ч. Это открыло новые перспективы для электромоделей: позволило увеличить время полетов и заездов. В настоящей статье будет рассказано, чем отличаются NiMH от NiCd батарей, и о некоторых нюансах эксплуатации. Моменты, одинаковые для обоих типов элементов, (например, сборка батарей) будут опущены. Вы сможете посмотреть их в предыдущей статье про NiCd аккумуляторы.
NiMH и NiCd
Вообще-то, сами по себе NiMH аккумуляторы - не новость. Их придумали очень давно, и уже много лет успешно применяют в различных областях. Применение NiMH в электромоделях долгое время сдерживалось их ограничениями по разрядным и зарядным токам. Только в 1999 году фирме Panasonic удалось представить 3000 ма/ч в корпусе SC с приемлемыми характеристиками. Такие аккумуляторы могут отдавать токи до 30 ампер, чего хватает для большинства электромоделей. При одинаковых габаритах с NiCd, NiMH имеют большую удельную емкость. Тем не менее, если речь идет о токах 70 ампер, NiCd до сих пор остаются вне конкуренции.
В настоящее время основными производителями NiMH аккумуляторов в форм-факторе SC являются фирмы Panasonic, Sanyo и Powers International.
Выбор аккумуляторов
Как уже говорилось выше, в настоящее время (середина 2002 года) существует всего 3 производителя силовых NiMH аккумуляторов емкостью 3000 ма/ч. Принимая решение о выборе производителя, имейте в виду следующее:
1.Самое маленькое внутреннее сопротивление имеет Sanyo, дальше идет Panasonic и затем Powers.
2.Для больших токов можно однозначно рекомендовать Sanyo.
3.Для токов нагрузки до 20 ампер выигрыш по емкости будет у Powers, так как по сравнению с Sanyo они отдадут на 50-100 ма/ч больше.
4.У аккумуляторов Powers GT-3000R напряжение несколько меньше чем у Sanyo и Panasonic (примерно на 0.02 вольта для каждой банки).
В общем, выбирать есть смысл из Sanyo и Powers. А Panasonic остается в сторонке.
Скоро, однако, ситуация может сильно измениться. На сайте Powers International уже говорится об аккумуляторах R-3300, которые имеют увеличенную емкость, в полтора раза большие разрядные токи (30 ампер вместо 20) и более высокое напряжение, чем их предшественники GT-3000R.
Зарядка NiMH
Зарядка NiMH аккумуляторов отличается от зарядки NiCd. Более того, если ваш зарядник не предназначен для использования с NiMH, вы можете просто вывести им батарею из строя или заметно сократить срок ее службы.
Зарядка NiMH (SC 3000 ма/ч) проводится током от 3 до 5 ампер. Как правило, 5 амперами можно заряжать любые подобные элементы, если нет особых замечаний производителя. Но иногда при больших токах заряда и высокой температуре воздуха можно перегреть банки, поэтому токами более 3 ампер лучше не пользоваться, если нет особой необходимости. Как и в случае с NiCd батареями, перед зарядкой аккумулятору надо обязательно дать остыть, а во время зарядки температура батареи не должна превышать 45 градусов. Про то, что нельзя допускать резких перепадов температур, уже писалось в статье о NiCd аккумуляторах. Вместо использования агрессивного охлаждения лучше взять небольшой вентилятор и подождать.